................................... На главную страницу ................................... О математике ................................... Числовые множества ................................... К понятиям геометрии ................................... К понятиям алгебры и анализа ................................... Думы о творцах математики ................................... Стихотворные поучения ................................... Стихи на случай ................................... В окрестности математики (юмор) ................................... Немного о себе ................................... Источники ................................... |
"Человек не может понимать окружающий его
мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т.е. эмоцией".                     С.В.Образцов Могущество и красота математической мысли - в предельной четкости ее логики, изяществе ее конструкций, искусном построении абстракций. И вместе с тем математические высказования - определения, теоремы, формулы - сопоставимы с поэзией по силе воздействия на воображение, по целенаправленной плотности языка. Истинный поэт, да и прозаик, и математик, и педагог одинаково озабочены отбором слов и фраз, наиболее адекватно выражающих мысль. Математика в своей сущности достаточно таинственна и романтична. В ореоле этих свойств ей следует остаться и в качестве предмета изучения в школе. В преподавании этого предмета, разумеется, должен господствовать собственный язык математики, который, впрочем, и сам по себе полон скрытой гармонии. Но интеллектуальный и эстетический заряд школьного урока математики, его впечатляемость значительно повышаются, когда учитель не пренебрегает разнообразными приемами образно-эмоционального аккомпанемента, расцветивающего прямую научную информацию. Почему бы учителю на уроке математики, а также и при других формах общения с учащимися к месту и в меру не воспользоваться, например, стихотворной или художественно-прозаической цитатой, так сказать, "репликой в сторону", метафорой, изящной шуткой и остротой, занимательной задачей, игровыми элементами как средством возбуждения в сознании учащихся "чувственной мысли" (по образному выражению В.Маяковского). В самом деле: Иная шутка, словцо бедовое Мудрей, чем книжица стопудовая. Ведь не таблицею умножения Подчас является к нам прозрение? (Из стихотворения Владимира Михановского "Мечта") Такая форма проявления учителем математики педагогического мастерства - одно из эфективных средств возбуждения в учащихся увлеченности математикой. Через занимательность проникает в сознание ученика сначала ощущение прекрасного, а значит, при последующем систематическом изучении математики, и понимании красоты ее методов. Притом осуществляется, пусть скромный, вклад учителя математики в нужную школе межпредметную совместность решения общей воспитательной задачи подъема духовной, и, в частности, гуманитарной культуры учащихся. Итак, в путь... |